CaR* Креативное агентство RAD.uga*
Мозговые штурмы, фокус-группы и другие формы активизации мысли

Статьи

Главная » Статьи » БИЗНЕС

Кризис дает возможность пересмотреть концепцию


Для малого и среднего бизнеса сейчас самое благоприятное время. Вы удивлены? Даже раздражены? Просто негодуете? Напрасно. Все зависит от точки зрения и контекста. Это требует пояснений. Вспомните, как развивался в течение 20 лет украинский малый и средний бизнес, или проще – МСБ (крупный бизнес пока здесь не рассматриваем, у него свои «исторические вехи»).

Этап первый. Кооперативное движение в эпоху «социализма с человеческим лицом» и начала плавного перехода к раннему капитализму. Спекуляция – уже не преступление. Предпринимательством заниматься можно, но еще не всем. Работа – по 24 часа в сутки. Главным образом в подвалах, гаражах, заброшенных помещениях.

Этап второй. Черный нал, серый безнал. По-белому только баньку топили (вспомним В.Высоцкого). «Челноки» как способ выживания украинской интеллигенции, и одновременно они – основа потребительского рынка. Накопление первого коммерческого опыта. Начало и практически бесславный конец «малой приватизации». Появляются новые слова «менеджмент» и «маркетинг». Что они обозначают – еще не всем понятно.

Этап третий. Стабилизация гривни и законодательства дают толчок к развитию реального производства в сфере МСБ. Самые способные и удачливые коммерсанты становятся хозяевами «бутиков» или розничных сетей. Вот вам уже новый уровень.

Этап четвертый. Кто виноват? Что делать? Кручусь как белка в колесе, а бизнес всё маленький или средненький. Мерилом работы собственника бизнеса по-прежнему остается усталость. Но есть исключения. Некоторые пытаются работать по-другому, по-новому. Получается, хоть и не сразу. Иногда помогают бизнес-тренинги, но не надолго.

Этап пятый. Оказывается, что у нас все очень дорого! И газ, и бензин,  и электроэнергия, и продукты, и недвижимость, и рабочая сила, и даже образование со здравоохранением в придачу. Вот и рентабельность уже не та. А управлять и договариваться о новых правилах все так же некогда. Или некому. По городу – сотни объектов, сдающихся в аренду, да только никто не берет. Пришло время собирать камни?

Вот так все происходило, если очень коротко и не вдаваясь в подробности, без причин и следствий. Каждый этап продлился от 3-х до 5-ти лет. Обычный цикл. Его можно проследить почти на каждом предприятии.

Между этапами роста – кризисы. Это нормально. Это время для оценки прошлого, осознания настоящего и планирования будущего. Нынешний кризис, говорят, продлится до конца 2009 года, как минимум. Ведь сейчас кризис? Вы согласны с этим? Вот мы и договорились.

Давайте использовать кризис как творческую паузу. Сейчас самое подходящее время для поиска новых решений, новых подходов и новых методов ведения бизнеса. Правильные решения приведут вас к развитию и выходу бизнеса на новый уровень. Неправильные – к очередному дефолту (банкротству), после которого все начнется с начала. В нашей стране очень немногие предприниматели, даже «прогорев» 2-3 раза, решаются все бросить и пойти работать «на дядю». Менталитет уже не тот. Относительная свобода привлекает и радует больше, чем стабильность, которая зависит от чужого настроения.

Чем заниматься собственнику МСБ, пока в Багдаде не все спокойно? Столица Ирака здесь, кончено же, ни причем. У нас и свои столицы имеются. Вот только не до нас им, столичным, не до нас. Уровень МСБ там давно уже догнали и перегнали. Как бы не загнали теперь. Вот опять же очередные внеочередные выборы на носу…

Итак, что же можно предложить многострадальному украинскому бизнесмену-предпринимателю в такой ситуации? Вначале ставим новые цели: актуальные, понятные, конкретные, измеримые и достижимые (с некоторым «творческим напряжением»). А еще можно уделить внимание следующему.

Первое. Эффективно использовать свои сильные стороны, специфические для малого бизнеса, а именно:
- гибкость и адаптивность к изменениям условий рынка;
- возможность быстрого принятия решений;
- короткий срок оборачиваемости ресурсов;
- личный контакт собственника с персоналом и потребителями;
- опыт успешного преодоления кризисов в прошлом;
- творческий подход к бизнесу, который легко превратить в необходимый результат.

Всем этим МСБ выгодно отличается от гигантов индустрии.

Второе. Обратиться к разумному, доброму, вечному, т.е. к знаниям. Весь успешный бизнес в нашей стране и во всем мире основан (кроме админресурса, разумеется) на системных знаниях, передовых управленческих технологиях и опыте, в т.ч. чужом. Методы «научного тыка», «велосипедоизобретения» и «грабленаступания» пора оставить в прошлом. Давайте учиться регулярному менеджменту, пока ручное управление окончательно не превратилось в ручной тормоз.

Третье. Повернуться раз и навсегда лицом к потребителю. Особенно это касается сферы торговли и услуг. Качество сервиса и квалификация персонала (во всех их смыслах и проявлениях) – основа успеха. Ставьте работникам четкие задачи, мотивируйте на результат, будьте примером. Смотрите на бизнес глазами потребителя вашего продукта. Например, клиентам нравится, когда их понимают и уделяют им внимание.

Четвертое. Научиться грамотно планировать, считать, анализировать, оценивать и регулярно улучшать. Трудно? Просто уделите этому некоторое время. Как говорят китайцы, путь длиною в 1000 миль начинается с первого шага. Главное – выбрать верное направление и, опять же, поставить цель. Для этого руководителю придется заниматься не текучкой и тушением пожаров, а системным управлением бизнес-процессами. Честно говоря, собственник производственного предприятия, который на пятнадцатом году ведения бизнеса получает у самого себя «зарплату» в пределах 7-8 тысяч гривень, вызывает удивление.

Пятое. Договориться по-взрослому со своими родственниками-партнерами, персоналом, поставщиками. От всех них частично зависит, как будет развиваться ваш бизнес и будет ли он вообще развиваться. Кстати, есть живой пример из собственной консалтинговой практики. Правильная организация работы персонала магазина и адекватная мотивация со стороны владельца бизнеса (между прочим, нематериальная – своевременные благодарности и простое внимание к условиям работы) увеличила общие продажи в 2 раза уже через два месяца. Результат личных продаж одного из продавцов-консультантов вырос вообще в 4,5 раза.

Вот так все сложно и просто одновременно. Просто, потому что теперь у вас есть готовый план действий, пока у кого-то там «кризис». А сложно, потому что все это нужно взять и сделать. Решайте сами, чем закончится экономический спад и как долго продлится кризис лично для вас. Уверен, что вы справитесь.
 
Успешного всем выхода из кризиса!


В.Ю.Лысенко, Консалтинговая компания
«Интеллектуальный сервисный центр», г.Запорожье




Опубликовано в журнале "СТАТУС. Экономические известия - ДНЕПР" 20.10.2008 № 42(101) - в сокращенном варианте.
Опубликовано в газете "ОРИЕНТИР", октябрь 2008 г.



Источник: http://isc.biz.ua/publ/2-1-0-21
Категория: БИЗНЕС | Просмотров: 1036 | Автор: Лысенко В.Ю.
Главная

О нас

Услуги

Статьи

Блог

Контакты


Категории

РЕКЛАМА [2]
БИЗНЕС [4]




Главная | О нас | Услуги | Статьи | Блог | Контакты
Rambler's Top100 Украинский портАл WOlist.ru - каталог качественных сайтов Рунета Запорожье. Городской портал. Украина онлайн
Вход Выход