|
Статьи
Кризис дает возможность пересмотреть концепцию
Для малого и среднего бизнеса сейчас
самое благоприятное время. Вы удивлены? Даже раздражены? Просто
негодуете? Напрасно. Все зависит от точки зрения и контекста. Это
требует пояснений. Вспомните, как развивался в течение 20 лет
украинский малый и средний бизнес, или проще – МСБ (крупный бизнес пока
здесь не рассматриваем, у него свои «исторические вехи»).
Этап
первый. Кооперативное движение в эпоху «социализма с человеческим
лицом» и начала плавного перехода к раннему капитализму. Спекуляция –
уже не преступление. Предпринимательством заниматься можно, но еще не
всем. Работа – по 24 часа в сутки. Главным образом в подвалах, гаражах,
заброшенных помещениях.
Этап второй. Черный нал, серый безнал.
По-белому только баньку топили (вспомним В.Высоцкого). «Челноки» как
способ выживания украинской интеллигенции, и одновременно они – основа
потребительского рынка. Накопление первого коммерческого опыта. Начало
и практически бесславный конец «малой приватизации». Появляются новые
слова «менеджмент» и «маркетинг». Что они обозначают – еще не всем
понятно.
Этап третий. Стабилизация гривни и законодательства
дают толчок к развитию реального производства в сфере МСБ. Самые
способные и удачливые коммерсанты становятся хозяевами «бутиков» или
розничных сетей. Вот вам уже новый уровень.
Этап четвертый. Кто
виноват? Что делать? Кручусь как белка в колесе, а бизнес всё маленький
или средненький. Мерилом работы собственника бизнеса по-прежнему
остается усталость. Но есть исключения. Некоторые пытаются работать
по-другому, по-новому. Получается, хоть и не сразу. Иногда помогают
бизнес-тренинги, но не надолго.
Этап пятый. Оказывается, что у
нас все очень дорого! И газ, и бензин, и электроэнергия, и продукты, и
недвижимость, и рабочая сила, и даже образование со здравоохранением в
придачу. Вот и рентабельность уже не та. А управлять и договариваться о
новых правилах все так же некогда. Или некому. По городу – сотни
объектов, сдающихся в аренду, да только никто не берет. Пришло время
собирать камни?
Вот так все происходило, если очень коротко и
не вдаваясь в подробности, без причин и следствий. Каждый этап
продлился от 3-х до 5-ти лет. Обычный цикл. Его можно проследить почти
на каждом предприятии.
Между этапами роста – кризисы. Это нормально. Это время для оценки
прошлого, осознания настоящего и планирования будущего. Нынешний
кризис, говорят, продлится до конца 2009 года, как минимум. Ведь сейчас
кризис? Вы согласны с этим? Вот мы и договорились.
Давайте
использовать кризис как творческую паузу. Сейчас самое подходящее время
для поиска новых решений, новых подходов и новых методов ведения
бизнеса. Правильные решения приведут вас к развитию и выходу бизнеса на
новый уровень. Неправильные – к очередному дефолту (банкротству), после
которого все начнется с начала. В нашей стране очень немногие
предприниматели, даже «прогорев» 2-3 раза, решаются все бросить и пойти
работать «на дядю». Менталитет уже не тот. Относительная свобода
привлекает и радует больше, чем стабильность, которая зависит от чужого
настроения.
Чем заниматься собственнику МСБ, пока в Багдаде не
все спокойно? Столица Ирака здесь, кончено же, ни причем. У нас и свои
столицы имеются. Вот только не до нас им, столичным, не до нас. Уровень
МСБ там давно уже догнали и перегнали. Как бы не загнали теперь. Вот
опять же очередные внеочередные выборы на носу…
Итак, что же
можно предложить многострадальному украинскому
бизнесмену-предпринимателю в такой ситуации? Вначале ставим новые цели:
актуальные, понятные, конкретные, измеримые и достижимые (с некоторым
«творческим напряжением»). А еще можно уделить внимание следующему.
Первое. Эффективно использовать свои сильные стороны, специфические для малого бизнеса, а именно: - гибкость и адаптивность к изменениям условий рынка; - возможность быстрого принятия решений; - короткий срок оборачиваемости ресурсов; - личный контакт собственника с персоналом и потребителями; - опыт успешного преодоления кризисов в прошлом; - творческий подход к бизнесу, который легко превратить в необходимый результат.
Всем этим МСБ выгодно отличается от гигантов индустрии.
Второе.
Обратиться к разумному, доброму, вечному, т.е. к знаниям. Весь успешный
бизнес в нашей стране и во всем мире основан (кроме админресурса,
разумеется) на системных знаниях, передовых управленческих технологиях
и опыте, в т.ч. чужом. Методы «научного тыка», «велосипедоизобретения»
и «грабленаступания» пора оставить в прошлом. Давайте учиться
регулярному менеджменту, пока ручное управление окончательно не
превратилось в ручной тормоз.
Третье. Повернуться раз и навсегда
лицом к потребителю. Особенно это касается сферы торговли и услуг.
Качество сервиса и квалификация персонала (во всех их смыслах и
проявлениях) – основа успеха. Ставьте работникам четкие задачи,
мотивируйте на результат, будьте примером. Смотрите на бизнес глазами
потребителя вашего продукта. Например, клиентам нравится, когда их
понимают и уделяют им внимание.
Четвертое. Научиться грамотно
планировать, считать, анализировать, оценивать и регулярно улучшать.
Трудно? Просто уделите этому некоторое время. Как говорят китайцы, путь
длиною в 1000 миль начинается с первого шага. Главное – выбрать верное
направление и, опять же, поставить цель. Для этого руководителю
придется заниматься не текучкой и тушением пожаров, а системным
управлением бизнес-процессами. Честно говоря, собственник
производственного предприятия, который на пятнадцатом году ведения
бизнеса получает у самого себя «зарплату» в пределах 7-8 тысяч гривень,
вызывает удивление.
Пятое. Договориться по-взрослому со своими
родственниками-партнерами, персоналом, поставщиками. От всех них
частично зависит, как будет развиваться ваш бизнес и будет ли он вообще
развиваться. Кстати, есть живой пример из собственной консалтинговой
практики. Правильная организация работы персонала магазина и адекватная
мотивация со стороны владельца бизнеса (между прочим, нематериальная –
своевременные благодарности и простое внимание к условиям работы)
увеличила общие продажи в 2 раза уже через два месяца. Результат личных
продаж одного из продавцов-консультантов вырос вообще в 4,5 раза.
Вот
так все сложно и просто одновременно. Просто, потому что теперь у вас
есть готовый план действий, пока у кого-то там «кризис». А сложно,
потому что все это нужно взять и сделать. Решайте сами, чем закончится
экономический спад и как долго продлится кризис лично для вас. Уверен,
что вы справитесь. Успешного всем выхода из кризиса!
В.Ю.Лысенко, Консалтинговая компания
«Интеллектуальный сервисный центр», г.Запорожье
Опубликовано в журнале "СТАТУС. Экономические известия - ДНЕПР" 20.10.2008 № 42(101) - в сокращенном варианте. Опубликовано в газете "ОРИЕНТИР", октябрь 2008 г.
Источник: http://isc.biz.ua/publ/2-1-0-21 |
Категория: БИЗНЕС | Просмотров: 1036 | Автор: Лысенко В.Ю.
|
|
|